Скажи, чем ты закупориваешь бутылку

Автор: | Опубликовано: 16/09/11

В Португалии есть отменные, в особенности белые и молодые «зеленые» вина. Есть посредственные. Но, в отличие от других стран, вы едва ли встретите винную бутылку, закупоренную пластиковой пробкой или завинчивающейся алюминиевой крышкой. Португальцы блюдут старинные традиции, не признавая для этих целей никакого иного материала, кроме коры дуба.

Это не только дань традиции, но и трезвый расчет: более половины натуральных винных пробок в мире производят в Португалии. Значительную часть португальского производства корковой пробки вот уже более ста лет обеспечивает компания Amorim, на фабриках и плантациях которой мне удалось побывать во время поездки по Португалии.

Представитель Amorim Руй Оливейра отвез нас на две фабрики: на одной производят пробку из цельных кусков, на другой (она самая большая в мире) – из пробковой крошки. Огромная территория фабрики в провинции Алентежу занята под склад дубовой коры, которая штабелями сложена под открытым небом. Вслед за тем, как сборщик пробки «раздел» дуб, сняв с него топором кору, куски пробки складывают отдохнуть. Только после того, как пробка вылежит положенный срок, ее начинают обрабатывать.

Отличить штабеля необработанной пробки от обработанной очень просто: последняя представляет собой почти ровные листы. Чтобы достигнуть этого эффекта, пробку вываривают в больших чанах. Весь процесс полностью компьютеризирован, начиная с того момента, как рабочий на автокаре подвез поддон к чану. Компьютер сам задает температурный режим, сам включает и выключает верхние шторки варочных чанов. Чтобы увидеть процесс, нам пришлось подождать минут десять до завершения очередного цикла. Створки стали медленно расползаться, показалась густая желтоватая пена, и из адской преисподней чана начал в облаке пара появляться поддон уже обваренной в кипятке пробки.

Теперь уже остывшую пробку везут на сортировку. Эта часть процесса – исключительно ручная. Только человеческий глаз опытного работника может в огромном массиве пробки разглядеть, на сколько меньших кусков и каким образом можно рассечь специальным кривым ножом дубовую кору.

Мы довольно долго любовались на то, как это происходит. Мастер берет из поддона большой пласт, оценивает его – вроде того, как игрок на бильярде прикидывает траекторию движения шара, — и затем точными скупыми движениями надсекает пробковый массив, расчленяя его на несколько кусков с идеально ровными краями.

Большую часть остальной работы проделают станки. На этом заводе производят пробку для шампанского. Никогда не думала, что шампанская пробка состоит из двух частей: верхнего кольца и собственно тела пробки, — заготовки для того и другого автомат выплевывал на наших глазах.

Окончательная доводка винных пробок происходит на предприятиях, расположенных ближе к конечному потребителю. Там, в частности, пробки маркируют.

Один такой завод находится на Украине, в Одессе. Что касается России, то наша страна – шестой по объему импорта мировой потребитель португальской пробки, правда, у нас ее применяют по большей части в строительстве. Вообще спектр использования пробки необычайно широк. В советские времена, когда с Португалией, где правил диктатор Салазар, не было дипотношений, СССР закупал, а диктаторский режим продавал значительные объемы пробки, которая шла на обшивку подводных лодок. Идеологические разногласия не мешали взаимовыгодной торговле, для преодоления политических барьеров была создана посредническая компания в Вене, что, по-видимому, устраивало обе стороны.

Сейчас пробку применяют не только в обшивке субмарин, но и в строительстве космических кораблей. В офисе фабрики Amorim в провинции Алентежу все полы выполнены из пробки. А в сувенирных лавках по всей Португалии можно видеть разнообразные поделки из пробки – от обуви на пробковой платформе, до пробочных галстуков.

Последним пунктом нашей поездки была крупнейшая в мире фабрика по изготовлению пробок из корковой крошки. Меня, как человека несведущего и мало на каких современных предприятиях побывавшего, постоянно поражало рациональное устройство всего технологического процесса. Мало того, что крошка пробки идет в дело; даже пыль, возникающая при обработке пробок, улавливается в специальные гигантские пылесосы. Огромными мешками пробочной пыли забиты склады. Эта пыль впоследствии сжигается в котлах и дает энергию, на которой работает фабрика. Если ничего не перепутала, то производственный процесс на 80% обеспечен энергией от сжигания пробочной пыли.

Ну а пробочная крошка, которую вначале калибруют по диаметру, затем попадает под пресс, и в зависимости от спецификации потребителей, превращается в идеально ровную винную пробку того или иного размера.

Прессованная пробка идет для обычных вин; шампанские и марочные вина закупоривают только цельными, и это отдельная наука, суть которой, в частности, в том, что чем мельче в куске пробки микропоры, тем меньше она будет пропускать кислорода в бутылку и, соответственно, тем меньше окислится вино.

Так что выражение «просто, как пробка» после посещения провинции Алентежу для меня теперь имеет совершенно особый смысл.

Скажи, чем ты закупориваешь бутылку
5 | Голосов: 2

Фотографии

Рубрики

Серия статей: Португалия, 09/2011

Следущая статья:
Предыдущая статья:

Понравилась статья?

Получайте анонсы новых материалов прямо на ваш почтовый ящик.
Уже более 1000 подписчиков!
 
*Адреса электронной почты не разглашаются и не предоставляются третьим лицам для коммерческого или некоммерческого использования.

комментария 4

  1. А еще из пробки делают полы.

  2. Ну да, в офисе фабрики Amorim в Алентежу все полы сделаны из пробковых плит. Никогда бы не догадалась, что это пробка, если бы сама не ходила по ней.

  3. Maria

    spasibo za statiu! esli ya ne oshibaus, to, tradizionno, probka ot xoroshego shampanskogo vsegda dolzhna imet paru kolez v konze.

  4. Так и есть. Только я никогда ранее не видела из в «разобранном» виде. :)

Комментарии закрыты

К этой статье нельзя добавить комментарий.