Сантьяго, сотворивший Европу

Автор: | Опубликовано: 22/11/17

Одним из самых известных блюд Галисии является миндальный пирог, Tarta de almendra, или Tarta de Santiago. Удивительный факт заключается в том, что миндаль в Галисии не растет.

Как же миндаль попал на крайний северо-запад Испании? Оказывается, еще в Средние века миндаль приносили с собой паломники, которые стекались со всей Европы к собору Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела. Миндаль легкий, его удобно нести с собой в котомке. По прибытии к Саньтяго, пилигримы обменивали миндаль у местных жителей на еду. И так этого миндаля собиралось много, что галисийские монахини использовали толченый миндаль вместо муки. Tarta de almendra до сих пор готовят без грамма муки, и вы можете посмотреть рецепт этого великолепного пирога в моем блоге.

Поразительно, что сам рецепт, похоже, имеет еще более древнее происхождение. Как пишет в своей книге The Food of Spain Клаудиа Роден, использование миндаля вместо муки – это древнееврейский рецепт. По-видимому, его принесли с собой еврейские беженцы, мигрировавшие с юга Испании после захвата его маврами.

Собор Св. Иакова превратил Сантьяго в католическую Мекку

Да, так вот миндаль в Галисии не растет из-за слишком высокой влажности: это самый дождливый регион Испании. Когда местные жители хотели попросить небеса ниспослать хорошую погоду, они приносили яйца ко входу в монастырь клариссинок. Яйца шли на приготовление миндальных пирогов. По уставу мирянам не разрешалось видеть монахинь, поэтому продавали tarta de Santiago через зарешеченное окошко в монастыре.

Галисийский поэт Сальсо Эмилио Феррейро назвал Сантьяго «морем камня, вздыбленного ветром»

В общем, многое, если не почти все, в столице Галисии связано с культом Сантьяго (Св. Иакова). И даже население этого древнего города, которое по переписи составляет менее ста тысяч, может из-за наплыва паломников возрастать пятикратно. В одном из предыдущих репортажей из Галисии я уже рассказывала о том, как мощи апостола оказались в этих краях и о том, как это превратило Сантьяго в католическую Мекку.

Гёте писал, что «Европа создалась, совершая паломничество в Компостелу».

Чтобы наполнить благовониями гигантское пространство собора, требуется циклопических размеров кадило (botafumeiro)

Когда в Средние века паломники собирались под величественными сводами кафедрального собора, они (в отличие от самого собора) представляли собой довольно жалкое зрелище: вообразите толпу много недель не мывшихся, завшивевших мужчин, оказавшихся в закрытом помещении. Чтобы предотвратить распространение эпидемий и облагородить запахи в храме, в какой-то момент придумали подвесить под куполом огромное кадило, или botafumeiro, по-галисийски. Кадило крепится морскими узлами к канату, а канат подвешивают на шкивный механизм, позволяющий раскачивать botafumeiro.

Восемь человек в багровых одеяниях тянут канат, и их усердием кадило высотой в человеческий рост и весом в 80 килограммов начинает раскачиваться.

Я была свидетельницей этого удивительного зрелища.

Ботафумейро приводит в движение целое войско служителей, профессия которых передается от отца к сыну

Сосуд наполнен раскаленными углями и благовониями, и из него валит густой дым. С каждым разом амплитуда полета все больше, братоубийственный снаряд проносится из одного конца собора в другой со скоростью курьерского поезда (до 70 км в час), оставляя за собой дымный след. Кажется, вот-вот botafumeiro сорвется, и от того, что так уже случалось в истории, зрелище это наводит некоторый ужас.

Силуэты Сантьяго-де-Компостела

Одно из первых происшествий с ботафумейро случилось в 1499 году в тот момент, когда кафедральный собор посещала наследница испанского престола Катерина Арагонская. Она направлялась в Лондон на свадьбу и по дороге совершила паломничество в Сантьяго-де-Компостела. На глазах принцессы серебряное кадило сорвалось с канатов и угодило в окно собора. Никто не пострадал, хотя 14-летняя испанская инфанта была до смерти напугана.

Задним числом можно предположить: то было дурное предзнаменование, которому, однако, не вняли. В Лондоне Катерина вышла за муж за английского наследника, после скорой смерти которого оставалась в Англии в качестве посла (считается, что она была первой женщиной-послом в истории). И все бы хорошо, если бы Катерина не вышла замуж за младшего брата своего первого мужа, Генриха VII. Дальнейшая история хорошо известна. Катерина не смогла подарить королю наследника, тот предпочел ей Анну Болейн; Папа Римский не разрешил Генриху развод, тогда английский король «развелся» с католической церковью и завел собственную, англиканскую, конфессию, а Катерина Арагонская была отправлена в изгнание.

В дальнейшем эта печальная история имела продолжение, когда Испания отправляла против Англии «великую армаду», что едва не разорило испанскую корону, а со стороны англичан ожидали «контрармаду». Последняя так и не появилась у берегов Галисии, но ее настолько опасались, что спрятали мощи Св. Иакова, однако перестарались. Когда угроза английского вторжения миновала, мощи найти не смогли, и они на протяжение длительного времени считались утраченными, пока в один прекрасный для галисийцев день их не обрели вновь.

Все улицы в центре Сантьяго ведут к собору

Если серебряная рака с мощами апостола чудесным образом вернулась в собор, где я ее имела удовольствие видеть, то серебряное кадило не удалось сберечь. И дело не в том, что оно не раз слетало с крюка и падало. Во время нашествия Наполеона солдаты похитили ценный сосуд. Впоследствии ботафумейро изготовили заново, но уже из посеребренного сплава меди и бронзы.

Вот так все переплелось в истории, в жизни и даже в гастрономии на крайнем северо-западе Испании, благодаря одному- единственному городу, Сантьяго-де-Компостела, а точнее – одному единственному собору.

Было бы несправедливо не упомянуть кафедральную площадь Обрадойро, на которой возвышается собор Св. Иакова и которую Габриэль Гарсия Маркес считал одной из красивейших в мире: «Ее пропорции, ее молодой дух не позволяют думать о ее почтенном возрасте; кажется, что ее построил только вчера кто-то, потерявший чувство времени».

На великолепной площади Сантьяго-де-Компостела даже обычная труба ночью принимает очертания монаха

Ночью ветер стихает, и громада собора, подсвеченного прожекторами, парит в черном небе над площадью Обрадойро, отбрасывая причудливые тени, и тогда обычная труба похожа на странствующего монаха. Это маленькое чудо показала мне наш гид Мария Антониа.

Наше путешествие в Галисию стало возможным благодаря любезному приглашению отдела туризма Посольства Испании в Москве и Туристической Администрации Сообщества Галисия.

Сантьяго, с которого это путешествие началось, оказал влияние не только на всю Европу. Благодаря эмигрантам из Галисии в Латинской Америке существуют его города-тезки – от Сантьяго-де-Куба до Сантьяго-де-Чили.

В последнем скоро надеюсь побывать.

Сантьяго, сотворивший Европу
5 | Голосов: 11

Понравилась статья?

Получайте анонсы новых материалов прямо на ваш почтовый ящик.
Уже более 1000 подписчиков!
 
*Адреса электронной почты не разглашаются и не предоставляются третьим лицам для коммерческого или некоммерческого использования.

комментария 2

  1. Марина

    Ольга, спасибо. Очень интересно пишете. Ваши репортажи, экскурсы в историю и замечательные фото зовут в путешествие, особенно в гастрономический тур.

  2. Ольга Бакланова

    Марина, спасибо, мне приятно.

Комментарии закрыты

К этой статье нельзя добавить комментарий.